Чем отличается университет 4.0 от университета 3.0: критические размышления. – Нестеров А. В.

Чем отличается университет 4.0 от университета 3.0: критические размышления. – Нестеров А. В.

 

Не успели остыть споры по поводу университета 3.0, как появился новый тренд – университет 4.0. Мы уже писали о проблемах университета 3.0, однако необходимо остановиться на последней дискуссии по этому поводу.   

Вначале 2017 г.  на Гайдаровском форуме ректоры ведущих университетов, представители Минобрнауки и Российской венчурной компании обсудили и высказали свои мнения о том, какое будущее ждет российские вузы.

Ректор НИУ ВШЭ  Ярослав Кузьминов среди семи направлений развития ВУЗов на первое место поставил необходимость ориентироваться на передовые университеты Запада. По его мнению,   развитие российского высшего образования на ближайшие 25 лет, должно достичь показателя массовости творческих способностей выпускников на уровне 30%, т.к. сейчас «В развитых странах это до 20% рынка труда в городах».

Кузьминов не расшифровал, о какой творческой деятельности идет речь, но если исходить из того, что к творческой способности относится креативная способность, то даже сами творцы не знают, что это такое. Несомненно, творчество связано с талантом, а научить этому в ВУЗе нельзя. Возможно, ректор имел в виду когнитивные способности выпускников университетов, для развития которых известны подходы, в частности в СССР их успешно развивал Г. С. Альтшуллер, но где взять преподавателей, которые знают его фамилию, и где в ФГОСах такие дисциплины?  

Хотя ректор  РАНХиГС Владимир Мау в целом согласился с Кузьминовым, но отметил, что «По специальности работают неуспешные, те, кто не могут адаптироваться».

Действительно, статистика показывает, что очень многие выпускники не работают по специальности, но я знаю многих, которые вполне успешны и в своей специальности.

Совсем недавно на семинаре-конференции Проекта 5-100, проходящем в Калининграде, лидер направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков заявил по поводу идеи университета 4.0, что  «Если мы хотим создавать новое, то нам следует запомнить две грустные вещи. При создании нового не может быть никаких стандартов, кроме стандартов протоколов коммуникации. Любая государственная политика, основанная на стандартах, не создаст ничего нового. И второе: будущее в принципе не может быть создано методом проектного управления. Будущее создается только путем экспериментов».

В целом, Песков прав, «Ахилл не может догнать черепаху», но со стандартами он «перегнул». Современный мир не может без стандартов, но надо становиться тем, кто пишет стандарты. Удивительно слышать о том, что преподаватели должны экспериментировать, если они подписывают контракты на год. Стало быть, должны рисковать МОН,  Рособрнадзор и ректоры?  

Судя по всему, исходя из того, что российские ВУЗЫ не могут догнать ведущие мировые университеты, и, несмотря, на большие деньги, потраченные на «гонку за лидером», возникла идея, что лучше не дышать пылью, поднятой  конкурентами, а обогнать их на вираже, т.е. идея университета 4.0. Для этого надо иметь хороший мотор, «рискового» водителя и толкового штурмана. Однако со штурманом дела обстоят плохо.   

Кроме того, недавно к «мозговому штурму» по реформе университетов подключился Г. Греф, который БФУ им. И. Канта в Калининграде заявил: «Мы сегодня перестаем брать юристов, которые не знают, как работать с нейронной сетью. И если вы заботитесь о своем будущем, пожалуйста, пройдите соответствующий курс обучения. Кем бы вы ни были, какие бы специальности не изучали, – менеджер, экономист, юрист, или еще кто угодно – вам всем придется работать с большими данными».

Если убрать  общие слова о сквозных, междисциплинарных и цифровых технологиях, то новым трендом становится не позиция в рейтингах, стандарты которых пишутся известно кем, и не  количество индексированных статей в Scopus, и даже, прости господи, не статьи в англоязычных журналах, а способность университета готовить выпускника, умеющего формулировать задачу на профессиональном языке  и решать ее с помощью технологии блокчейн.

Готовы ли к этому преподаватели ВУЗов, у которых отклонение от плана занятия в соответствии с УМК по формированию мифических компетенций, приравнивается к грубейшему нарушению? При этом обязательный список учебников в УМК не может содержать статьи и монографии, а если преподаватель поставит половине студентов неудовлетворительно, то его обвинят в неумении учить «детей». Наше толсто-отчетное образование не поощряет инициативу не только в образовании, но и в повышении квалификации.  

Песков предлагает отвергнуть опыт, но наш опыт говорит, что «хотели как лучше, а получилось как всегда». Панацея в виде «искусственного интеллекта» и производных от нее, известна с середины 50-х годов прошлого века, но его «интеллект» пока на уровне собаки. Новые метафорические названия в виде «нейросети», «глубинного обучения» очень отдаленно похожи на работу нейронов мозга, а «глубинное обучение» фактически является «темной дрессировкой». И, наконец, блокчейн, который можно использовать в обучении,  требует наличия криптоблаг (криптовалюты) и государственных (муниципальных, университетских) реестров. Где они, и кто будет этим заниматься в МОН?     

Несомненно, ВУЗы будут трансформироваться, но для этого нужно не только смотреть, что там, на западе, но и создавать институциональную университетскую среду, поощряющую инициативу преподавателей. На западе не все хорошо, если учесть, что 17 млн. бакалавров США пошли учиться в колледжи. А у нас бакалавр не может занять позицию специалиста или руководителя.  Возможно, что в университете 4.0 появится тренд на восстановление специалитета.

Мое мнение о том, что делать, приведено в посте – Что  такое Университет 3.0? – Хорошо забытое старое.

 

О моих статьях по теме поста  (имеются в интернете).

 

  1. Нестеров А. В. О «цифровой экономике» как части электронно-цифрового мира // Доклад на НПК Актуальные вопросы права в интернет-экономике. – М.: МГЮА, 6 апреля 2017.
  2. Нестеров А.В. Еще раз о цитировании и самоцитировании в публикационной академической коммуникации // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2017. – Ч. 2. – С. 731-735.
  3. Нестеров А. В. Технологическая сингулярность и высшее образование: интеллектуальное развитие против экспоненциального роста. – Компетентность. – 2016. – № 8. – С. 12-17.
  4. Нестеров А. В. Куда бредешь бакалавриат? Еще раз о компетенциях и компетентности. – Компетентность. – 2016. – №1. – С. 4-8.
  5. Нестеров А. В. Приведет ли смарт-образование к «закату» университетов? // Компетентность. – 2015. – №2.
  6. Нестеров А. В. Как повысить качество высшего профессионального образования? – М.: НИУ ВШЭ, препринт сентябрь 2014. – 8 с.
  7. Нестеров А. В. Как повысить академическую активность научно-педагогических работников? // Компетентность. – 2014. – №1. – С. 10-15.
  8. Нестеров А. В. О научных школах. – М.: ВШЭ, Препринт, январь 2011. – 9 с.
  9. Нестеров А. В. Об инновациях в информационной сфере России. – М.: ВШЭ, Доклад, 2010. – 10 с.