Нестеров А.В.
Трансдукция как качественный переход (трансформация, прорыв)
Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 7. Ч. 2. М., 2024. 764 с.
Ключевые слова: категорийно-тензорный, продуцентный, трансграничность, трансдуктивность, развитие, адаптация, вариативность.
Цифровая трансформация является четвертым этапом автоматизации в нашей стране, а реорганизаций общества произошло значительно больше, например, известна перестройка, модернизация и т.д. Поэтому интерес представляет то, что назвали трансформацией. На наш взгляд, в цифровой трансформации важной является именно трансформация институтов, а цифровизация, как замена электронизации, – вторична.
Это связано с тем, что внедрение смарт-систем, еще называемых, цифровыми технологиями, без качественного изменения институтов, как продуктов власти, можно рассматривать как формальную деятельность. Отметим, что слово «трансформация» подразумевает изменение только формы. Поэтому рассмотрим трансдукцию, как превращение не только формы, но и носителя и/или содержания, а также остальных величин индивида, состоящего как минимум из одного свойства, агрегата и/или связи.
Переход государства в виде трансдукции в смежное качественное пространство более развитого общества и ее влияние на его рост и/или адаптацию в окружение (во всех видах окружающей среды), несомненно является важной и актуальной задачей.
Трансдукцию исследовали многие ученые. В публикации[1] приведен логический подход объединения дедукции, индукции и абдукции в следующем виде: дедукция + аддукция + индукция + абдукция = трансдукция. Не будем останавливаться на аддукции, как оппозиции абдукции, но возразим против формулы в целом.
Соотношение традукции, абдукции и аддукции
Римское слово «дукт» означает русло (канал связи), вспомним «aqueduct» (акведук), а «дукция» – движение. Как известно, дедукция считается исследованием от общего к конкретному, индукция – от конкретного к общему, а абдукция – от одиночного (гипотезы) к одиночному на основе аналогии. В общем случае, применяется традукция (от одиночного к одиночному, от общего к общему и/или от конкретного к конкретному). Аддукция считается противоположным абдукции и подразумевает усреднение (от одиночных к среднему). Одиночное исследование может быть ошибочным, поэтому исследователи применяют статистические способы исследования на основе как минимум одной малой выборки (4 единицы). Поэтому аддукция подразумевает способ исследования от многого к одному (среднему) и обратно, что базируется на итерациях (повторении исследований).
Приставка «транс» обозначает переход через что-то, в частности, трансграничный переход. Не все величины являются количественными, поэтому исследование качественных свойств представляет интерес для формирования качественной картины мира.
Слово «трансдукция» может обозначать качественный переход через границу, поэтому категория трансдукции не может объединить логические действия дедукции, индукции и абдукции.
Известно еще много слов с корнем «дукция», например, субдукция – под-движение, когда один слой надвигается на другой. Это слово может означать логическое вхождение, например, субпозиция подразумевает позицию нижнего уровня, которая входит в позицию верхнего уровня. Интродукция – введение, то, что предшествует. Известна редукция, как движение от сложного к простому, а также много других слов, на которых не будем останавливаться.
Итак, для названия пограничных форм движения можно использовать слова «трансграничный переход» и/или «трансдукция» (качественное пересечение границы).
В публикации[2] со ссылкой на К. Симондона[3], который развивал идею Ж. Пиаже[4], рассмотрена трансдукция, как способ междисциплинарной конвергенции. Ж. Пиаже считал, что «трансдукция – это рассуждение, которое идет от специального к специальному, без обобщений и без логической обязательности [1, с. 334].» (цитата Свирскому).
Также отметим публикацию[5], в которой используется фраза «пограничные трансдуктивные взаимодействия», могущие возникать в экзистенциальных ситуациях. Нельзя не согласиться с утверждением автора этой публикации, что «Семантика трансдуктивности шире, и трансдисциплинарность может трактоваться как ее частный случай». Однако уточним следующее мнение П. Д. Тищенко, что «вода просачивается сквозь («транс») многочисленные щели и провалы в окружающую среду. Совершает как бы «транс» из своего «дукта» – т.е. «трансдукцию»». Получается, что он рассматривает трансдукцию как движение через щель, дыру, в частности, «черную дыру». Для просачивания известен термин «перколяция».
На наш взгляд, сама междисциплинарность, как часть трансдисциплинарности[6], подразумевает гармонизацию дисциплин с целью получения эмерджентного продукта вне зависимости от отраслей науки, практики и/или образования.
Категория трансдукции
У Симондона есть несколько трактовок трансдукции. Рассмотрим некоторые. В публикации[7] описано определение трансдукции по Симондону: «Механизм индивидуации, обеспечивающий передачу информации, Симондон называет трансдукцией и определяет её как «…физические, биологические ментальные или социальные операции, посредством которых активность распространяется от точки к точке в пределах домена, делая это посредством его структуризации. Управление этой структуризацией осуществляется от места к месту: каждый структурированный участок служит основанием для структурирования следующего участка [Simondon 1994]»» (цитата по Чукину).
Кроме того, К. Симондон еще так определил трансдукцию: «Под трансдукцией мы имеем в виду операцию – физическую, биологическую, ментальную, социальную, – благодаря которой активность распространяется шаг за шагом в пределах данного домена и фундирует это распространение на структурировании домена, который реализуется от места к месту: каждая область конституированной структуры служит принципом и моделью для следующей области как грунтовка для ее конституции до такой степени, что модификация прогрессивно расширяется в то же самое время, что и структурирующая операция. (3, р. 18)» (цитата по Свирскому).
На наш взгляд, такое определение трансдукции достаточно расплывчатое, поэтому рассмотрим категорию трансдукции с точки зрения категорийно-тензорного и продуцентного подходов[8].
Начнем с того, что сложно согласиться с мнением Симондона, что различие между физическим индивидом и живым индивидом состоит в том, что второй поддерживает в себе метастабильность, тогда как первый стал стабильным и исчерпал свои потенциалы.
Переходное движение (становление) индивида и/или его носителя может протекать по одним и тем же фундаментальным законам, но с учетом различных допущений, принимаемых наблюдателем в зависимости от исследуемых доменов (миров, сфер и/или ареалов) Вселенной.
Становление, как правило, происходит с переменной скоростью. Такой переход может быть скачкообразным (экспоненциальным), растянутым во времени (апериодическим) и/или колебательным. В общем случае, переходы входят в продуцирование продуцентом продукта, поэтому качественные переходы можно рассматривать как трансдуцирование.
Трансдуцирование
В соответствии с продуцентным подходом, продукт продуцирования продуцентом состоит из: неотчуждаемого процесса движения (хода) продуцирования, отчуждаемого результата (продукции) и/или последствий продуцирования в окружении в виде его элементов.
Продуцирование состоит из взаимосвязи, взаимодействия и/или условий, что подразумевает как минимум одно движение позиции (внешнего положения, внутреннего состояния и/или места нахождения) как минимум одного определенного продуцента (индивида), которое происходит в виде ее изменения во временном, перемещения в координатном и/или трансдукции (перехода) места нахождения как минимум в одном принадлежностном пространстве некоторого континуума.
Таким образом, трансдукция – это процесс качественного перехода из одного места нахождения индивида в другое как минимум в одном пространстве принадлежности. При этом часть присущих ему величин остается постоянными, а часть подвержена превращению в другие присущие величины индивида.
Продуцирование может происходить в рамках как минимум одного своего и/или смежного с ним принадлежностного пространства. В своем принадлежностном пространстве продуцирование может продуцироваться за счет рекомбинации в новые возможные продукты на основе прототипа и/или пересечения прототипов. Такое пересечение границы еще называют качественным превращением (метаморфозой, фазовым переходом) индивида.
Например, метаморфоза индивида в виде бабочки заключается в том, что она откладывает яички, которые превращаются в личинки (гусениц), потом в коконы и, наконец, в новые бабочки. Все эти стадии превращения могут сопровождаться смертью носителя единицы бабочки, т.е. качественным переходом из своего биосферного пространства принадлежности в смежное с ним геосферное. Кроме само-трансдуцирования, возможно, собственное трансдуцирование за счет образования паттерна, например, в виде мурмурации птиц, которая проявляется как процесс трансдуцирования в виде эмерджентного свойства.
Также известны явления трансдуцирования в окружающей среде, когда происходит необратимое событие, например, в виде появление живого (биосферы), а затем антропной сферы, которые являются смежными в действительном мире.
Поэтому можно говорить о появлении нового в своем принадлежностном пространстве за счет рекомбинации, а также – о появлении неизвестного за счет перехода из своего принадлежностного пространства в смежное, ранее невозможное принадлежностное пространство. Последний переход обладает позицией бифуркации, которая может привести к сингулярности, т.е. позитивному неизвестному или к катастрофической позиции. Поэтому сингулярность рассматривают как риск появления одного из экзистенциональных вариантов (ситуаций).
Итак, продукт трансдуцирования может состоять из продукции, процесса трансдуцирования (трансдукции) и/или последствий трансдуцирования в окружении. В качестве продукта может выступить индивид, а его трансдуцирование можно рассматривать как процесс (трансдукцию) в виде качественного перехода индивидом границ доменов (внутри окружения как минимум одного мира, сферы и/или ареала, а также между окружениями доменов), превращения (носителя, формы и/или содержания) и/или перестройки (состава, структуры и/или функции) позиции (внешнего положения в координатном, внутреннего состояния во временном и/или места нахождения индивида в принадлежностном пространстве некоторого континуума).
Под трансдуцентностью будем понимать явление вариантности как минимум одной качественной величины индивида.
О трансдуцировании в государстве
Термин «устойчивое развитие» часто рассматривается как метафора, поэтому остановимся на нем. Качественное трансдуцирование государства включает в себя как минимум одного гражданина (общество), бизнес и/или орган публичной власти, поэтому оптимальное развитие подразумевает баланс развития всех трех этих составляющих.
Становление государства в его окружении подразумевает, что государство растет, качественно развивается и/или адаптируется в окружении. Поэтому устойчивое качественное развитие подразумевает динамический баланс как минимум одной квазиустойчивой позиции индивида, когда его вариативность в виде вариаций количественных величин и/или вариантности качественных величин не превышают допустимых пределов, но приводит к переходам на позитивные новые и/или ранее неизвестные позиции в пространстве определенных устремлений индивида с достаточно высокой вероятностью.
Так как окружение индивида может быть квазиустойчивым и/или неустойчивым, то его вариативность может воздействовать на квазиустойчивость индивида, поэтому необходимо говорить о стабильности квазиустойчивого развития индивида за счет его адаптации в окружении, т.е. позитивное развитие индивида должно быть не только квазиустойчивым, но и квазистабильным.
Переход через границу
Любой домен Вселенной имеет границы миров (макромира, мезомира (классического наблюдаемого мира) и/или макромира (космоса)); сфер (геосферы, биосферы и/или атропосферы) и/или ареалов окружения (своего, ближнего и/или дальнего).
Отметим, что категория индивида для наблюдателя является относительной, поэтому границу и/или окружение можно рассматривать, как индивиды.
Границы также подвержены движению, в том числе и трансдукции. Граница как оболочка принадлежит своему индивиду, поэтому переход индивида в смежное пространство принадлежности подразумевает трансдукцию этой оболочки.
Однако граница между смежными принадлежностными пространствами может принадлежать им обоим, а уровень принадлежности пограничного пространства может быть переменной величиной. Любой переход через границу (барьер, преграду) подразумевает воздействие (взаимодействие), которое может представлять собой пересечение, касание и/или вхождение, а также сквозное прохождение. При этом возможно превращение взаимодействующих единиц, т.е. вариации в виде как минимум одной переменной величины их строения (состава, структуры и/или функции), а также остальных величин таких единиц.
Прорыв
В естественной части Вселенной известны качественные переходы, а в искусственной ее части (в обществе) такие переходы еще называют прорывами, которые возникают в науке, практике и/или образовании.
Прорыв или провал (прорыв в тупик) представляет собой движение в виде экспоненциального (революционного) перехода через границы. Прорыв – это регулируемый революционный (быстрый) переход из текущей позиции индивида, находящегося в некотором пространстве принадлежности, через определенную границу в экстремальную и более качественную новую возможную позицию в своем пространстве принадлежности, и/или в экстремальную и более качественную неизвестную и ранее невозможную позицию в смежном пространстве принадлежности. Прорыв подразумевает наличие модели устремления, стратегии движения (перехода) и/или концентрации необходимых ресурсов. Отрицательный вариант прорыва называют провалом, в виде перехода на более низкий уровень качества. Известен вариант прорыва в виде перелома, когда только возникают качественные перемены.
Выводы. Трансформация институтов государства и переход на смарт-системы («цифровые технологии») требуют учета необходимости более полной трансформации в виде трансдукции, в частности, категоризации, терминологизации и/или тезаурусизации информационных онтологий предметных областей, областей знаний и/или мета-онтологий[9], т.к. на них строятся «большие модели» для смарт-систем. Вопросы трансдуцирования становятся актуальными и важными для цифровой трансформации и дальнейшего перехода к смартизации.
[1] Канке В.А. Методология научного познания. М.: Омега, 2013. 255 с.
[2] Свирский Я.И. Трансдукция как способ междисциплинарной конвергенции // Идеи и идеалы. 2019. Том 11. № 2, часть 1. С. 63-76.
[3] Simondon C.M. Individu et collectivité. Paris: Presses Universitaires de France, 1999. 72 р.
[4] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994. 528 c.
[5] Тищенко П.Д. Трансдисциплинарность и/или трансдуктивность: контекст языка // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. С. 469-483.
[6] Нестеров А.В. Еще раз о научных дисциплинах, междисциплинарном, мультидисциплинарном, поли-дисциплинарном и транс-дисциплинарном подходе. М.: Электронный препринт, май 2018. 8 с. URL: www.nesterov.su .
[7] Чукин С.Г. Назад к действительности: концепты эмерджентности и индивидуации в свете онтологического поворота в современной философии // Политическая концептология. 2018. №3. С. 48-66.
[8] Нестеров А. В. Экспертика: Общая теория экспертизы. М.: Тип. НИУ ВШЭ, 2014. 261 с. ISBN 978-5-600-00329-3
[9] Нестеров А.В. Об унификации концептуальной модели мета-онтологии // Научно-техническая информация. Серия 1: организация и методика информационной работы. 2019. №3. С. 1-5. [Nesterov A.V. On the Unification of the Conceptual Model of the Meta-Ontology // Scientific and Technical Information Processing, 2019, Vol. 46, No. 1, pp. 34–37.].