Романтизм блокчейна и мифы о нем. – Нестеров А. В.
Как известно, «завязки все в сказках, развязки – в страданиях». Романтики интернета понятия не имели, что на основе интернет-инфраструктуры, появятся информационное оружие и кибернетические войны [1]. Затем забуксовала идеалистическая идея «искусственного интеллекта», возникшая в середине 50-х годов прошлого века, и некоторые разработчики поняли, что идея создать универсальную программу, имитирующую интеллект человека, похожа на идею «вечного двигателя» [2].
Сейчас история повторяется, романтики блокчейна утверждают, что технология блокчейна, работающая по принципу p2p (peer-to-peer), похоронит банки, позволит сообществам общаться без «прослушки», а факт регистрации брака с помощью публичного смарт-контракта и блокчейна будет лучше, чем замок на мосту.
Однако известна и критика блокчейна [3], в которой приведены технологические недостатки этой технологии.
Децентрализация и приватность информационных взаимодействий добропорядочных юридических субъектов, несомненно, должна соблюдаться. Однако среди этих субъектов есть частноправовые и/или общественно-гражданские субъекты, которые могут преследовать незаконные цели. Поэтому правоохранительные органы имеют право получать доступ к следам, оставленным такими субъектами, и/или непосредственно к таким взаимодействиям. Правительства будут регулировать блокчейн, а их военные и секретные структуры будут использовать его.
Миф, что можно будет проводить все денежные транзакции без банков, также не выдерживает критики. Банки стали инвестировать в эту технологию и, несомненно, будут ее использовать. Это связано с тем, что многие сделки нельзя будет заключать без регистрации в удостоверительных структурах, поэтому и они будут использовать технологию блокчейна.
К основным достоинствам блокчейна относится крипто-защищенность, прозрачность (прослеживаемость) и децентрализация транзакций (операций в виртуальном мире).
Однако история говорит, что любая инфраструктура или технология, это только инструмент в руках людей, а люди очень разные и им свойственно ошибаться, врать и/или умышленно совершать негативные деяния. Таким образом, от ошибок доступа человека в блокчейн и ввода исходных сведений, технология блокчейна не защищена.
Особенность блокчейна заключается в том, что на его основе возможно продуцировать виртуальные миры, элементы которых представляют собой активные абстрактные сущности. С помощью таких сущностей можно увеличить результативность и эффективность деятельности, но и легко продуцировать иллюзии, которые могут негативно коммуникативно влиять, как на персональную психику, так и на массовое сознание в обществе.
Уже сейчас, без блокчейна, мы ощущаем, что возникает поведенческая экономика, позволяющая манипулировать поведением потребителей, а сильные мира сего, отметили «нобилем» отца теории этой экономики.
Считается, что технология блокчейна безопасно позволит устанавливать связи и взаимодействовать в пространстве сферы виртуального мира, как альтернатива действительному миру всеобщего недоверия. Однако уже известны случаи, когда с помощью покемонов бандиты заманивали виртуалов и грабили их.
Появление «темных» виртуальных миров, ботнетов в виде распределенных в интернет-инфраструктуре «зловредов», авторство и инициативность которых практически невозможно установить, позволяет предположить, что с децентрализованной технологией блокчейна также все будет не просто.
Возникает вопрос о возможности идеального преступления в виртуальном мире блокчейна? Любое действие в таком виртуальном мире может оставлять виртуальные следы, продуцентами которых все равно будут люди, поэтому в нем можно теоретически совершить идеальное преступление, но практически это будет невозможно. Люди могут не только ошибаться, но и предавать.
Принципиальная разница между цифровыми и аналоговыми следами заключается в том, что внутри бита нам неизвестно истинное значение аналоговой величины, которое рассматривается как действительное значение. При этом копию бита нельзя отличить от истинного бита [1].
Несмотря на все недостатки технологии блокчейна, она будет развиваться, и разработчики будут устранять их, т.к. эта технология позволяет повышать результативность и эффективность жизнедеятельности людей. С наличием виртуальных благ (крипто-благ, крипто-денег) придется смириться и умно их использовать. Любое новое достижение, люди сразу же начинают использовать не только во благо, но и в негативных целях. Поэтому им приходится учиться, как противодействовать этому.
Выводы. Несомненно, электронно-цифровые платформы будут развиваться, при этом, скорее всего, на их базе будут создаваться системы, в которых будут использоваться принцип баланса субординации, координации (децентрализации) и реординации (обратной связи). В зависимости от целей, кроме открытых глобальных сетей будут развиваться крипто-защищенные сети и закрытые локальные сети.
Список ссылочных публикаций
- Нестеров А. В. 32 года интернету (крушение идеалов отцов-основателей интернета). – М: Препринт, март 2017. – 8 с. – URL: www.nesterov.su .
- Нестеров А. В. Что мы хотим от искусственного интеллекта? Обсудим мифы о нем. – М. Препринт август 2017. – 5 с. – URL: www.nesterov.su .
- Маланов А. Шесть мифов о блокчейне и Биткойне, или Почему это не такая уж эффективная технология. – URL: https://habrahabr.ru/company/kaspersky/blog/336036/ .