Почему современную эру стали называть цифровой? – Нестеров А.В., ноябрь 2019 г. www.nesterov.su .
Пока не известно, кто первый стал использовать фразы «цифровое общество», «цифровая эра», поэтому сложно сказать, на что он опирался при этом. Можно только предположить, почему появились именно эти фразы для обозначения перехода от электронного мира к цифровому миру.
История ЭВМ начиналась с автоматизации вычислительных функций, т.е. операций с операндами, в качестве которых выступали числа, поэтому логично ЭВМ называть двоичными или числовыми. Однако ЭВМ и компьютеры стали не только вычислять (работать с числами), но и обрабатывать все виды знаков, т.к. все они сводились к универсальному их представлению в виде двоичных электрических (магнитных) потенциалов или электромагнитных сигналов.
Как известно, количество цифр в стандартной системе счисления десять, однако цифры используются не только для обозначения чисел, но и иных алфавитно-цифровых знаков. До появления в Европе в средние века индо-арабских цифр, цифры чисел обозначались буквами, в частности, римскими.
Как известно, первые ЭВМ работали на аналоговом или дискретном принципе. Дискретные ЭВМ были двоичные и троичные, однако двоичный принцип победил. Поэтому логично ЭВМ называть двоичными, а не цифровыми, однако именно так их стали называть. Хотя станки с ЭВМ называются до сих пор, как станки с числовым программным управлением.
Так как на смену слову «ЭВМ» пришло слово «компьютер», который базируется на электронных микросхемах, то все устройства с такими схемами стали называть электронными. Появилась электронная эра с «электронной почтой», интернетом на основе электронной среды, «электронным правительством» и т.д.
Однако стандартный интернет не обеспечивает безопасности хранения и коммуникации данных, появились негативные явления в виде спаминга, фейкинга, фишинга и т.д., которые превратили электронную среду в среду всеобщего недоверия.
Поэтому люди задумались, как создать на базе данных в виде двоичных кодов такую электронную среду, которой можно доверять.
Стандартные двоичные коды позволяют отображать любые отображения, в том числе сведения/сообщения, в универсальной двоичной форме данных, но люди хотят, чтобы некоторые данные имели ограниченный и/или закрытый доступ к ним.
Поэтому данные шифруют таким образом, что форму зашифрованных данных невозможно определить, в частности, непонятно являются они текстовыми, числовыми, графическими или звуковыми.
Хеширование зашифрованных данных путем вычисления хеш-функции значения этих данных можно рассматривать как некоторую формальную операцию над двоичными цифрами. Поэтому, наверное, люди, которые обсуждали как назвать переход в новую эру, решили использовать слово «цифровой».
Базой для такой среды стала система с распределенными электронными ресурсами, называемая блокчейном. Эта высокотехнологичная система основывается на электронных платформах, а ее структура может быть выражена не только в виде децентрализованной, но иерархичной и ризомной (открытой) сети.
Поэтому «цифровая эра» очередная технократическая метафора, которая, наверно, со временем, получит свое обоснованное значение.