Нестеров А. В. От Заповедей пророка Моисея до современного права. – М.: Доклад на VII Международном конгрессе сравнительного правоведения “национальное и универсальное в праве: от традиций к постмодернизму”, декабрь 2017. – 5 с. – URL: www.nesterov.su .
Научное сообщество рассматривает «Десять заповедей» пророка Моисея как уникальный Кодекс естественного права и этики, а также основу монотеизма. Десять заповедей содержат философские и теологические основания трансцендентной сущности всемогущего Бога, в них установлены фундаментальные религиозные правила, включающие воздаяния за их соблюдение или кару за непослушание, а также правила общения в общине в виде обязательных норм и морально-этических требований.
Хотя Заветы Божьи, переданные израэлитам пророком Моисеем в виде «Десяти заповедей», относятся только к внутренней жизнедеятельности израэлитов, они оказались универсальными, и поэтому были восприняты другими народами.
Древний человек жил в страхе за свою жизнь, семейство, при наличии трудностей с пищей, болезней и, наконец, смерти. Религия удовлетворяла его потребность в защите от страхов, поэтому три заповеди устанавливали основные требования к религиозным ритуалам, а первая заповедь определяла клятву (связь) с единым Богом, как самым главным из имеющихся на то время Богов.
Если человек нарушал клятву и/или три основные религиозные заповеди, то Всемогущий Бог сурово наказывал не только его, но и его потомков. В случае соблюдения заповедей Всемогущий Бог поощрял человека и его потомков.
Остальные заповеди запрещали под страхом реального наказания шесть самых негативных грехов, которые могли развалить сначала колена израэлитов, а затем весь еврейский народ. Если же человек грешил, то независимый суд на основании писаного закона справедливо определял наличие вины и наказание по пяти из этих заповедей. Последняя заповедь содержала моральные требования.
Известны попытки структуризации и анализа десяти заповедей, в частности, в публикации [1] делается вывод, что они ориентируют людей на производительный труд. Сложно согласиться с таким выводом по поводу божественных требований.
Многие авторы считают, что современные юридические законы базируются на Заповедях Моисея [2]. Появились они как требования к израэлитам, но в силу своей универсальности были восприняты христианами и мусульманами. Сейчас, по этой же причине, они воспринимаются как моральные универсальные требования, если исключить из них четыре религиозно-ритуальные заповеди.
Некоторые запреты в заповедях достаточно суровы, т.к. наказание может последовать не только провинившемуся человеку, но и его потомкам. С точки зрения современной этики это как минимум не этично. Однако вовремя, когда Моисею необходимо было объединить народ во враждебном окружении, то нормы страдали не только «двойными стандартами», а даже «тройными стандартами». В Торе разрешалось очень жестоко относиться к враждебным народам и не подчиняющимся вооруженным структурам. С другой стороны, также карались израэлиты, которые после клятвы нарушали Заповеди. Мир, как был жесток, так им и остался, но вера в Бога позволяла человеку надеяться на его милость, а в житейских случаях обращаться в суд за справедливостью.
Десять заповедей представляют религиозные, юридические и моральные принципы, что-то вроде конституции, на основании которой была создана Тора (Пятикнижие) [3]. Считается, что все 613 заповедей Торы соответствуют 10 Заповедям Моисея [4].
Современный мир, хотя и признает Заповеди Моисея, но некоторые страны создают новые универсальные моральные правила.
Особенностью человеческой психики и/или массового сознания является личная и/или национальная индивидуальность, поэтому попытки глобалистов по устранению традиционных индивидуальностных свойств в человеке, сообществах и/или обществе могут приводить к конфликту индивидуального и унифицированного. В отличие от других живых элементов природы, человек является элементом культуры, в основе которой лежат традиционные ценности, и которые могут частично не совпадать с унифицированными общечеловеческими ценностями.
В этой связи, человеческие ценности не подразумевают устранение в них индивидуальностных ценностей. Общечеловеческие ценности должны включать индивидуальностные ценности, ценности сообщества и общественные ценности. Израиль и другие государства, которые придерживаются традиционных ценностей, отрицательно относятся к унификации ценностей.
Появление идей трансгуманизма привело к конфликту традиционных и трансгуманистических ценностей, которые на новом уровне подразумевают формирование не только нового тела человека, но и иных компонент «совершенного» человека.
Свобода человека в сообществе ограничена его ценностями, целями и/или ценой (ресурсами), которые реализуются в обязательных нормах сообщества [5]. Сообщества как системы образуются тогда, когда центростремительные силы больше, чем центробежные силы, позволяющие члену сообщества покинуть его. Нормы сообщества как открытой системы должны давать возможность его члену покидать сообщество, если выгода, например, свобода, будет меньше определенного уровня. Напомним, что люди объединяются в сообщества и добровольно ограничивают свою свободу для того, чтобы коллективная свобода была выше, чем у каждого из членов объединения в отдельности (эффект системы). Если эта цель не будет достигнута, то сообщество представляет собой совокупность людей и не становится системой, а стало быть, ее ждет распад.
В современном западном мире, который продемонстрировал возможности конкуренции, были сформулированы общечеловеческие ценности, базирующиеся на американском образе жизни. Идеологи общечеловеческих ценностей во главу угла ставят права человека, а не запреты. Это подразумевает ревизию идеи Заповедей Моисея, как жестких ограничений. Права человека на свободу приводят к «резиновым» границам и «двойным стандартам», когда возникают коллизии между какими-либо нормами. Тогда субъекты получают возможность трактовать эти нормы, исходя из своих интересов, и побеждает тот субъект, у которого есть «жесткое» право (право сильного).
Когда-то Римская цивилизация игнорировала иные миры, называла их варварскими, но, как известно, она погибла под напором варваров. Рим считал, что он несет варварам цивилизацию, точно также как СССР – коммунизм, США – американский либерализм.
Глобализм во главе с наиболее сильным государством, с его трансгуманизмом (надеждой на унифицированные гуманистические нормы), мультикультурализмом (надеждой на совместимость культур) и толерантностью (ложью во имя блага), сейчас сталкивается с большими трудностями и пониманием, что его дальнейшее развитие заканчивается и человечеству необходима новая модель. Эта модель должна учитывать индивидуальность личности человека и его традиционные (национальные) ценности.
Нам известны законы природы, юридические и/или моральные законы. Соответственно нарушение этих законов приводит к наказанию (негативному воздействию) сил природы, публичной, религиозной власти и/или общества, а также «души» в виде «душевных мук» (негативного воздействия психики). Впервые эти законы были сформулированы в Десяти Заповедях более трех тысяч лет назад и справедливы до сих пор. Даже если человек не верит в Бога, он верит в Природу, поэтому сомнительно выглядят любые попытки ревизии этих заповедей.
- Четвертаков С. Заповеди Ветхого Завета: структура и основания с позиции теорий Маслоу и Макклелланда. – [Электронный ресурс: http://sergeychet.narod.ru/mental/zapovedi_and_maslow.html], (дата обращения – 03.11.2017).
- Философия права Пятикнижия / Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Б. Рашковского. – Сборник статей. – М.: Издательство «ЛУМ», 2012. – 576 с.
- Нестеров А. В. О структуре Заповедей пророка Моисея. – М.: НИУ ВШЭ, препринт июль 2015. – 17 с. – [Электронный ресурс: https://nesterov.su/struktura-zapovedey/ ] (дата обращения – 03.11.2017).
- Нестеров А. В. Структура 613 Заповедей Торы. – М.: НИУ ВШЭ, препринт август 2015. – 6 с. – [Электронный ресурс: https://nesterov.su/613-zapovedey/ ] (дата обращения – 03.11.2017).
- Нестеров А. В. Экспертика: общая теория экспертизы. – М.: Типография НИУ ВШЭ, 2014. – 261 с. [Электронный ресурс: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/121321410], (дата обращения – 03.11.2017).