МЕТА-метафора (метафора metaverse) как очередной хайп магнатов Биг-Тех. Нестеров А.В.

Нестеров А.В. МЕТА-метафора (метафора metaverse) как очередной хайп магнатов Биг-Тех. М.: электронный препринт, январь 2022. 4 с. URL: www.nesterov.su

Стали известны планы магнатов Биг-Тех создать системы новейшей дополненной действительности, которую на русском языке еще называют «реальностью», в частности, в виде «метаверс» (мета-вселенной). Цукерберг назвал ее еще проще – «Мета».

Возникает вопрос: почему сейчас и почему так назвали? PR-специалисты IT-бизнес всегда придумывали метафоричные названия, основываясь на интуитивных метафорах программистов и инженеров. Как известно, программисты не могут работать без инфраструктуры, которую создают инженеры (электронщики).

Метафоры инновационных продуктов нужны для привлечения внимания инвесторов, грантодателей и чиновников, распределяющих бюджет (экономика внимания). Поэтому необходимо очень неопределенно, но возвышенно рисовать перспективы, которые журналисты, блогеры и прочие энтузиасты превращают в хайп.

Хайп создается, когда текущий бизнес начинает выдыхаться и надо переходить на новую волну инноваций [1]. Стало понятно, что волна, названная «цифрой», в частности, блокчейн (2008 г.) переходит в стационарное состояние. Оказалось, что блокчейн потребляет очень много энергии и не экологичен. Кроме того, правительства стран могут в любой момент запретить «криптовалюту», которая не является валютой, а представляет собой виртуальные монеты, типа ракушек, когда еще не появились деньги.

При этом в «цифре» спустя почти 70 лет начинает подниматься то, что метафорично назвали «искусственный интеллект». На его основе стали создаваться виртуальные игры, а за тем и дополненная действительность (виртуальность и действительность совместились). Появились «цифровые двойники», которые стали использовать в промышленности для имитации производства и продуктов.

В обществе стали внедрять не только социальные сети, но и «искусственный интеллект», который обозначили «нейросети с глубинным обучением». Тут же появился продукт таких «нейронок» для продуцирования глубоких фейков. Молодежи все эти новшества нравятся, но они не замечают, что уходят в виртуальность, которая может стать для них не только игрой и работой (виртуальной экономикой), но и могилой.

Тренд замены естественного на искусственное начался давно, в Кока-коле уже используется химический заменитель (просто добавь воды). Еду научатся делать искусственно как биомассу для животных с любым вкусом и запахом. В виртуальности якобы можно будет летать в ресторан в Париже, чувствовать вкус и запах еды, но при этом в желудок будет попадать, что-то имитирующее еду и питье.

Почему-то кажется, что не все люди будут так питаться, поэтому новейшая дополненная действительность понравится не всем, но останутся люди, которые смогут позволить себе ходить в закрытые рестораны с натуральной едой.

Но вернемся к названиям. Почему «мета-вселенная» и будет ли она одна как действительная Вселенная? Приставка «мета» обозначает, что это будет «вселенная о Вселенной», поэтому можно будет виртуально полететь на Марс и еще дальше. То, что появится много таких «метаверсов», что уже сейчас ясно, и они будут конкурировать, т.к. магнаты Биг-Тех не смогут договориться между собой и появится большой стек метаверсов (Big Stake Virtual Reality).

Хайп вращается вокруг нейро-интерфейсов, инфраструктуры на основе 6G-связи и идей виртуальных приложений, поэтому говорят о гибриде био-тех, хард-тех и софт-тех.

Метафора «Мета» фактически похоже на цифровую метафору [2], а уверовавшие свидетели Файсбука, будут ее тиражировать и восхищаться, как, впрочем, и фанаты Ай-фонов – своей метаверс.

Подчеркнем, что без «железа» не будет инвазивных нейро-интерфейсов и виртуального софта. А для того, чтобы «железо» работало необходима энергия и редкие вещества, поэтому можно говорить о мифах об обществе, построенном на информации [3].

Человечеству нужны носители информации и много знакомест, в которых будут размещаться знаки, несущие содержание (информацию). Поэтому стали говорить о новейших медиа, которые смогут использоваться в цифровом блокчейн и нейронках, а также в метаверсах.

Такие новейшие медиа как развитие новых медиа (медиапродуктов) можно называть смарт-медиапродукты, содержание которых должно соответствовать принципу презумпции поддельности, когда продуценты смарт-медиапродуктов должны продемонстрировать, что они не поддельны. В определенных случаях смарт-медиапродукты должны будут снабжаться метками о их подлинно-подобности.

Если Биг-Тех не может придумать адекватное обозначение своим продуктам, то можно предложить назвать системы, продуцирующие метаверсы, смарт-системами, продуцирующими виртуальные миры, совместимые с действительными мирами.

К сожалению, кроме радужных картинок метаверса необходимо не забывать о безопасности. Современный интернет оказался не таким как его планировали создать отцы-основатели. В нем прекрасно себя чувствуют террористы, экстремисты и криминалитет. Государства и бизнес ведут войны, крадут секреты в пространстве виртуальной сферы, метафорично названной киберпространством.

Адепты метаверса говорят о новой «золотой лихорадке», все хотят в ней застолбить участки в надежде разбогатеть, но надо помнить, что только единицы достигнут цели, а основная масса будет покупать «кирки, лопаты и тазики» у производителей «железа».

Всегда найдутся протесторы-энтузиасты, которые будут протестовать или агитировать по любому поводу в силу того, что они внушаемы, поэтому их будут использовать манипуляторы для продвижения реализации своих целей.

Еще один вопрос заключается в супер-сложности метаверса, что также ограничит его применение в жизненно важных ситуациях.

«Западные» адепты критикуют китайских разработчиков такой мета-вселенной, считая, что КПК КНР будет ее использовать для создания «гулага», на что они резонно отвечают следующим образом. Китайцы должны жить в действительном китайском мире, но любой китаец может проявить свои способности, находясь в любом месте. Фактически речь идет о социальном рейтинге как социальном лифте для миллионов китайцев, получившим доступ к высокотехнологичной инфраструктуре.

Список ссылочных публикаций

1.Нестеров А. В. Инновации: системный подход // Компетентность. 2007. № 6. С. 3-13. URL:  http://www.labrate.ru/articles/ nesterov_article_2007-2_innovation.pdf

  1. Нестеров А.В. Цифровая метафора и метафора цифровизации: история возникновения и сущность. М.: РУДН, электронный препринт, сентябрь 2021. 14 с. URL: www.nesterov.su
  2. Нестеров А. В. Шесть мифов об обществе, построенном на знаниях. // Россия: тенденции и перспективы развития. М. ИНИИОН (2007 г.), Выпуск 3, часть 2. 2008, С. 191-196. URL: http://www.labrate.ru/articles/nesterov_article_2008_2_six_myths_about_knowledge_society.htm .

Метаверс